Всем привет, меня зовут Илья. В рамках своей основной деятельности руковожу работой SEO отдела в компании Relevant. В статье не рассказываю о прямом заработке, а делюсь способом оптимизации процесса работы и экономии времени людей. Но сэкономленное время занимается новыми задачами, за которые платят клиенты, поэтому сэкономили = заработали. Особенно это заметно на значительном количестве проектов и сотрудников на длительном периоде. В компании мы умеем считать себестоимость часов, поэтому выгода в деньгах получается существенная.
Первую лайт версию Зеннопостера приобрел для самостоятельного обучения еще несколько лет назад, немного копался в готовых шаблонах с форума, восхищался различным способам использования в конкурсных работах, но полноценно его использовать для автоматизации каких-либо процессов не мог все это время, только пару раз для совсем простых вещей с перекидыванием данных из одной таблицы в другую.
Довольно долго вынашивал идею централизованного мониторинга базовых показателей по всем проектам отдела, так как это отнимало у меня и коллег довольно много времени и сил. На ручной регулярный сбор информации из разных сервисов затрачивается в среднем 30-60 минут специалиста в день на все его сайты. Некоторые показатели желательно проверять пару раз в день. Но регулярно руками специалист может не всегда в полной мере собрать все показатели, например, забыл или не успел вовремя из-за наплыва других важных задач в отчетный период.
После автоматизации мониторинга показателей суммарно на всех seo специалистов отдела приходится около 4-5 часов экономии времени в день (это почти равно дневной норме времени чисто на задачи у штатного сотрудника), а также уменьшается влияние человеческого фактора для проверок, важные показатели всегда у всех на виду в одном месте.
Результат
Пример итоговой таблицы: https://docs.google.com/spreadsheets/d/19Pe96holxpKOSgnMU4EnGj8Kemp26wIPmKwcTUVqcGc/edit?usp=sharing
Пример таблицы с фильтром по специалистам (данные тянутся из первой таблицы), чтобы каждый сразу мог посмотреть только свои проекты: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1-SYNWvGZMIWXC6dk95kVKUfAwR2KBwK28JQ0FsN51Qs/edit?usp=sharing
Все данные в таблице демонстративные.
Как работает и что используется
Google sheets
Используется как база данных и дашборд для представления. Все данные из сервисов зеннопостером собираются в гугл таблицы и дополнительно обрабатываются внутренними инструментами и формулами: применяется условное форматирование, сортировка, группировка, построение графиков динамики изменений. Для удобства часть столбцов сворачивается, а также закреплены 1 столбец и 1 строка.
Planfix.ru
Список активных проектов, количество задач, ответственных сотрудников по ним и соответствующие ссылки на сервисы из которых нужно собирать данные хранятся в Планфиксе, там ведутся все задачи по проектам. Данные собираются по API. Часть ссылок на сервисы в демо-таблице (G.Console, G.Analytics, Ping-admin.ru) выводятся как вспомогательные и не используются для парсинга показателей.
Из ссылок на сервисы регулярными выражениями выделяются идентификаторы, которые используют в отдельных запросах к ним через api или в ссылках при парсинге.
В колонку Коммент добавляются короткие пометки ответственных из кастомного поля в свойствах проекта.
Количество задач по разным статусам добавляются с формулой ссылки, чтобы сразу можно было перейти к данному списку в Планфиксе.
Базовые данные выгружаются целым массивом в лист https://docs.google.com/spreadsheets/d/19Pe96holxpKOSgnMU4EnGj8Kemp26wIPmKwcTUVqcGc/edit#gid=1888382206, который уже импортируется в лист всех данных https://docs.google.com/spreadsheets/d/19Pe96holxpKOSgnMU4EnGj8Kemp26wIPmKwcTUVqcGc/edit#gid=1704898948 и на основании которого собираются все остальные данные из сервисов.
Seranking.com
По API собираются данные поисковых фраз за период по проценту в топ-10 и средней позиции в Яндекс и Google. В ответе запроса данные первой поисковой системы подставляются в колонки Яндекса, второй в колонки Гугла. Поэтому предварительно в настройках проектов в Серанкинге список ПС подогнали именно в таком порядке.
Указываются показатели за последний съем и предыдущий (периодичность съема разная у проектов) за период в 90 дней. Ячейка окрашивается зеленым или красным в зависимости от изменения показателя на 20% в плюс или минус соответственно. Показатели дополняются колонками со спарклайнами:
- Графики абсолютной динамики процента в топ-10 (максимальные и минимальные значения задаются вручную на основании ряда показателей в формуле, условно 0 и 90% в топе). Визуально читается так: чем больше ячейка заполнена зеленым цветом и есть положительная динамика или стабильность при большой заполненности, тем лучше.
- Графики абсолютной динамики средней позиции (максимальные и минимальные значения задаются вручную, условно 1 и 100 средняя позиция). Визуально читается так: чем меньше ячейка заполнена красным цветом и есть отрицательная динамика или стабильность при малой заполненности, тем лучше.
Яндекс.Метрика
По API собираются данные посещаемости за период с фильтром по органическому трафику и группировкой по поисковым системам.
Сравнивается трафик за вчерашний день и 8 дней назад, чтобы привязаться к соответствующему дню недели, наиболее актуально для коммерческих сайтов, у которых трафик зависит от дня недели.
Далее сравнивается сумма за последние 7 дней (начиная со вчерашнего дня включительно, а не по календарным неделям) и за предыдущие 7 дней.
Ячейка окрашивается зеленым или красным в зависимости от изменения показателя на 20% в плюс или минус соответственно.
Следом идет график относительной динамики (максимальные и минимальные значения выставляются автоматически на основании ряда показателей в формуле) за последние 30 дней ежедневно и за 91 день (условное количество дней в квартале) с группировкой по 7 дней. В таком варианте проще замечать изменения за период сразу на разных масштабах времени.
Яндекс.Вебмастер
По API собирается количество критичных и фатальных ошибок. Ячейки с наличием ошибок выделяются красным.
SEO-CRM.ru
Из сервиса используется модуль seo-мониторинга для сигналов об изменении контента и проверок на ряд технических ошибок. Уже само использование этого сервиса более года назад очень сильно разгрузило специалистов и сократило время от появления проблемы до ее решения. Парсится общее количество активных изменений/ошибок на текущий момент для дальнейшего подробного разбора специалистом. API у сервиса пока нет, поэтому используется парсинг через браузер. Чем больше алертов, тем более красной становится ячейка.
Планируемые доработки
- Доработка условного форматирования для показателей трафика, чтобы учитывался не фиксированный процент изменения, а зависел от величины показателя. Сейчас меняется цвет при изменении показателя трафика на 20 процентов, но от 100 визитов за день это больше похоже на погрешность, а при 10000 визитах это уже весомое отклонение. Соответственно нужно для разных диапазонов исходного трафика задать разные пороговые значения для выделения цветом. Подобную логику возможно стоит доработать и для позиций по запросам.
- Оповещение в телеграмм ответственным специалистам и руководителю о значительных изменениях в показателях по проектам, чтобы еще больше снизить влияние человеческого фактора и среагировать как можно раньше на возможные проблемы.
- Парсинг дополнительной информации по индексации страниц из seranking и яндекс вебмастера.
Заключение
Спустя время, поняв реальную пользу, немного сожалею, что часто откладывал эту автоматизацию и не реализовал подобное ранее самостоятельно или не заказал у других разработчиков.
Надеюсь, кому-то из коллег по цеху пригодится такая реализация дашборда с показателями по сайтам, либо натолкнет на новые мысли с учетом их набора используемых сервисов.
К статье прикрепляю рабочие шаблоны, ссылки на таблицы и переменные пока не вынесены в настройки, возможно, где-то остались мусорные тестовые блоки, пока всему учусь, позже доделаю при необходимости.
Также буду рад конструктивной критике и новым предложениям по улучшению, все-таки это мой первый серьезный проект, который регулярно приносит пользу целой команде и благодаря которому у меня развился интерес к дальнейшему изучению Зеннопостера.
- Тема статьи
- SEO / PPC
- Номер конкурса статей
- Пятнадцатый конкурс статей
Вложения
-
24 КБ Просмотры: 105
-
25 КБ Просмотры: 91
-
37,5 КБ Просмотры: 96
-
21,9 КБ Просмотры: 100
-
61,5 КБ Просмотры: 91
Для запуска проектов требуется программа ZennoPoster или ZennoDroid.
Это основное приложение, предназначенное для выполнения автоматизированных шаблонов действий (ботов).
Подробнее...
Для того чтобы запустить шаблон, откройте нужную программу. Нажмите кнопку «Добавить», и выберите файл проекта, который хотите запустить.
Подробнее о том, где и как выполняется проект.
Последнее редактирование: