Быстрый ответ на вопрос “Что по сайтам?” или как оптимизировать отдел SEO-оптимизации :)

Promoveo

Client
Регистрация
28.12.2016
Сообщения
12
Благодарностей
52
Баллы
13




Всем привет, меня зовут Илья. В рамках своей основной деятельности руковожу работой SEO отдела в компании Relevant. В статье не рассказываю о прямом заработке, а делюсь способом оптимизации процесса работы и экономии времени людей. Но сэкономленное время занимается новыми задачами, за которые платят клиенты, поэтому сэкономили = заработали. Особенно это заметно на значительном количестве проектов и сотрудников на длительном периоде. В компании мы умеем считать себестоимость часов, поэтому выгода в деньгах получается существенная.

Первую лайт версию Зеннопостера приобрел для самостоятельного обучения еще несколько лет назад, немного копался в готовых шаблонах с форума, восхищался различным способам использования в конкурсных работах, но полноценно его использовать для автоматизации каких-либо процессов не мог все это время, только пару раз для совсем простых вещей с перекидыванием данных из одной таблицы в другую.

Довольно долго вынашивал идею централизованного мониторинга базовых показателей по всем проектам отдела, так как это отнимало у меня и коллег довольно много времени и сил. На ручной регулярный сбор информации из разных сервисов затрачивается в среднем 30-60 минут специалиста в день на все его сайты. Некоторые показатели желательно проверять пару раз в день. Но регулярно руками специалист может не всегда в полной мере собрать все показатели, например, забыл или не успел вовремя из-за наплыва других важных задач в отчетный период.

После автоматизации мониторинга показателей суммарно на всех seo специалистов отдела приходится около 4-5 часов экономии времени в день (это почти равно дневной норме времени чисто на задачи у штатного сотрудника), а также уменьшается влияние человеческого фактора для проверок, важные показатели всегда у всех на виду в одном месте.


Результат

Пример итоговой таблицы: https://docs.google.com/spreadsheets/d/19Pe96holxpKOSgnMU4EnGj8Kemp26wIPmKwcTUVqcGc/edit?usp=sharing

Пример таблицы с фильтром по специалистам (данные тянутся из первой таблицы), чтобы каждый сразу мог посмотреть только свои проекты: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1-SYNWvGZMIWXC6dk95kVKUfAwR2KBwK28JQ0FsN51Qs/edit?usp=sharing

Все данные в таблице демонстративные.


Как работает и что используется

Google sheets
Используется как база данных и дашборд для представления. Все данные из сервисов зеннопостером собираются в гугл таблицы и дополнительно обрабатываются внутренними инструментами и формулами: применяется условное форматирование, сортировка, группировка, построение графиков динамики изменений. Для удобства часть столбцов сворачивается, а также закреплены 1 столбец и 1 строка.

Planfix.ru
Список активных проектов, количество задач, ответственных сотрудников по ним и соответствующие ссылки на сервисы из которых нужно собирать данные хранятся в Планфиксе, там ведутся все задачи по проектам. Данные собираются по API. Часть ссылок на сервисы в демо-таблице (G.Console, G.Analytics, Ping-admin.ru) выводятся как вспомогательные и не используются для парсинга показателей.
Из ссылок на сервисы регулярными выражениями выделяются идентификаторы, которые используют в отдельных запросах к ним через api или в ссылках при парсинге.


В колонку Коммент добавляются короткие пометки ответственных из кастомного поля в свойствах проекта.
Количество задач по разным статусам добавляются с формулой ссылки, чтобы сразу можно было перейти к данному списку в Планфиксе.


Базовые данные выгружаются целым массивом в лист https://docs.google.com/spreadsheets/d/19Pe96holxpKOSgnMU4EnGj8Kemp26wIPmKwcTUVqcGc/edit#gid=1888382206, который уже импортируется в лист всех данных https://docs.google.com/spreadsheets/d/19Pe96holxpKOSgnMU4EnGj8Kemp26wIPmKwcTUVqcGc/edit#gid=1704898948 и на основании которого собираются все остальные данные из сервисов.

Seranking.com
По API собираются данные поисковых фраз за период по проценту в топ-10 и средней позиции в Яндекс и Google. В ответе запроса данные первой поисковой системы подставляются в колонки Яндекса, второй в колонки Гугла. Поэтому предварительно в настройках проектов в Серанкинге список ПС подогнали именно в таком порядке.


Указываются показатели за последний съем и предыдущий (периодичность съема разная у проектов) за период в 90 дней. Ячейка окрашивается зеленым или красным в зависимости от изменения показателя на 20% в плюс или минус соответственно. Показатели дополняются колонками со спарклайнами:
  • Графики абсолютной динамики процента в топ-10 (максимальные и минимальные значения задаются вручную на основании ряда показателей в формуле, условно 0 и 90% в топе). Визуально читается так: чем больше ячейка заполнена зеленым цветом и есть положительная динамика или стабильность при большой заполненности, тем лучше.
  • Графики абсолютной динамики средней позиции (максимальные и минимальные значения задаются вручную, условно 1 и 100 средняя позиция). Визуально читается так: чем меньше ячейка заполнена красным цветом и есть отрицательная динамика или стабильность при малой заполненности, тем лучше.

Яндекс.Метрика
По API собираются данные посещаемости за период с фильтром по органическому трафику и группировкой по поисковым системам.


Сравнивается трафик за вчерашний день и 8 дней назад, чтобы привязаться к соответствующему дню недели, наиболее актуально для коммерческих сайтов, у которых трафик зависит от дня недели.
Далее сравнивается сумма за последние 7 дней (начиная со вчерашнего дня включительно, а не по календарным неделям) и за предыдущие 7 дней.
Ячейка окрашивается зеленым или красным в зависимости от изменения показателя на 20% в плюс или минус соответственно.
Следом идет график относительной динамики (максимальные и минимальные значения выставляются автоматически на основании ряда показателей в формуле) за последние 30 дней ежедневно и за 91 день (условное количество дней в квартале) с группировкой по 7 дней. В таком варианте проще замечать изменения за период сразу на разных масштабах времени.

Яндекс.Вебмастер
По API собирается количество критичных и фатальных ошибок. Ячейки с наличием ошибок выделяются красным.

SEO-CRM.ru
Из сервиса используется модуль seo-мониторинга для сигналов об изменении контента и проверок на ряд технических ошибок. Уже само использование этого сервиса более года назад очень сильно разгрузило специалистов и сократило время от появления проблемы до ее решения. Парсится общее количество активных изменений/ошибок на текущий момент для дальнейшего подробного разбора специалистом. API у сервиса пока нет, поэтому используется парсинг через браузер. Чем больше алертов, тем более красной становится ячейка.

Планируемые доработки
  1. Доработка условного форматирования для показателей трафика, чтобы учитывался не фиксированный процент изменения, а зависел от величины показателя. Сейчас меняется цвет при изменении показателя трафика на 20 процентов, но от 100 визитов за день это больше похоже на погрешность, а при 10000 визитах это уже весомое отклонение. Соответственно нужно для разных диапазонов исходного трафика задать разные пороговые значения для выделения цветом. Подобную логику возможно стоит доработать и для позиций по запросам.
  2. Оповещение в телеграмм ответственным специалистам и руководителю о значительных изменениях в показателях по проектам, чтобы еще больше снизить влияние человеческого фактора и среагировать как можно раньше на возможные проблемы.
  3. Парсинг дополнительной информации по индексации страниц из seranking и яндекс вебмастера.

Заключение

Спустя время, поняв реальную пользу, немного сожалею, что часто откладывал эту автоматизацию и не реализовал подобное ранее самостоятельно или не заказал у других разработчиков.

Надеюсь, кому-то из коллег по цеху пригодится такая реализация дашборда с показателями по сайтам, либо натолкнет на новые мысли с учетом их набора используемых сервисов.

К статье прикрепляю рабочие шаблоны, ссылки на таблицы и переменные пока не вынесены в настройки, возможно, где-то остались мусорные тестовые блоки, пока всему учусь, позже доделаю при необходимости.
Также буду рад конструктивной критике и новым предложениям по улучшению, все-таки это мой первый серьезный проект, который регулярно приносит пользу целой команде и благодаря которому у меня развился интерес к дальнейшему изучению Зеннопостера.
 
Тема статьи
SEO / PPC
Номер конкурса статей
Пятнадцатый конкурс статей

Вложения

Для запуска проектов требуется программа ZennoPoster или ZennoDroid.
Это основное приложение, предназначенное для выполнения автоматизированных шаблонов действий (ботов).
Подробнее...

Для того чтобы запустить шаблон, откройте нужную программу. Нажмите кнопку «Добавить», и выберите файл проекта, который хотите запустить.
Подробнее о том, где и как выполняется проект.

Последнее редактирование:

radv

Client
Регистрация
11.05.2015
Сообщения
3 681
Благодарностей
1 864
Баллы
113

markwalberg

Client
Регистрация
28.12.2020
Сообщения
48
Благодарностей
11
Баллы
8
класс, но шаблончик надо приложить)
 

Promoveo

Client
Регистрация
28.12.2016
Сообщения
12
Благодарностей
52
Баллы
13
Прикрепил шаблоны. Запускаются по расписанию 2 раза в день, до начала рабочего дня и после обеда, чтобы успеть среагировать до конца дня. Сначала запускается шаблон импорта из Планфикса, т.к. по его данным работают остальные шаблоны.
Во всех шаблонах нужно заменить ссылки на свои таблицы, сейчас указаны демо таблицы из статьи.
В шаблоне Seo-crm заменить ссылку на сервис, логин и пароль.
В шаблоне Метрики и Вебмастера заменить токен в заголовках GET запросов.
В шаблоне Cеранкинга заменить токен в заголовках GET запросов.
В шаблоне Планфикса заменить данные аккаунта в теле POST запроса и токен в заголовке запроса.
 

daymos

Client
Регистрация
11.11.2009
Сообщения
806
Благодарностей
240
Баллы
43
Для удобства часть столбцов сворачивается, а также закреплены 1 столбец и 1 строка.
Смотрю - не закреплены. У меня такая же проблема. Как только зенка заглянет в таблицу, даже рид онли, закрепы слетают.
 

Promoveo

Client
Регистрация
28.12.2016
Сообщения
12
Благодарностей
52
Баллы
13
Смотрю - не закреплены. У меня такая же проблема. Как только зенка заглянет в таблицу, даже рид онли, закрепы слетают.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1-SYNWvGZMIWXC6dk95kVKUfAwR2KBwK28JQ0FsN51Qs/edit#gid=886110482 в таблице со спецами все ок, она основная для использования людьми идет, а в другой я не закреплял
 

daymos

Client
Регистрация
11.11.2009
Сообщения
806
Благодарностей
240
Баллы
43

Кто просматривает тему: (Всего: 1, Пользователи: 0, Гости: 1)