Как не получить штраф за сайт. Чеклист.

LightWood

Moderator
Регистрация
04.11.2010
Сообщения
2 382
Благодарностей
915
Баллы
113
Рассказываем, что и как писать на сайте, чтобы не попасть под внимание ФАС, РКН и других федеральных служб.

  • Реестр запрещенных сайтов
  • Порнографические материалы
  • Пропаганда наркотиков
  • Призывы к суициду
  • Нецензурные выражения
  • Экстремистские материалы и оправдание терроризма
  • Персональные данные
  • Оскорбление чувств верующих
  • Авторские права
  • Клевета
  • Что делать?
  • Закон о рекламе
  • Достоверность
  • Добросовестность
  • Этичность
  • Согласие получателя
  • Прочие пункты
  • Требования к сайтам определенной тематики


Последнее время вышло множество законов с требованиями к содержанию сайтов и личных страниц в соцсетях. В этой статье мы расскажем, как не нарваться на штраф, не потерять свой проект и не угодить за решетку за запрещенный контент.




Реестр запрещенных сайтов

Роскомнадзор в 2012 году создал «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Сайт попадает в реестр по решению суда, либо в досудебном порядке. По следующей схеме:

  1. В РКН поступает жалоба о наличии на сайте запрещенного контента;
  2. Служба проверяет ее и направляет уведомление хостинг-провайдеру;
  3. Хостер уведомляет владельца сайта;
  4. Если владелец в трехдневный срок не удаляет запрещенную информацию, сайт попадает в реестр и блокируется интернет-провайдерами.
Попасть в реестр без суда и следствия можно по трем основным причинам:

  • Детская порнография;
  • Пропаганда наркотиков;
  • Пропаганда суицида.
В федеральном законе РФ от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ указаны только эти три повода, однако, заблокировать сайт без суда могут по самым разным причинам.

Попадание в реестр можно обжаловать через суд. Проверить, находится ли ваш в реестре запрещенных ресурсов можно на официальном сайте Роскомнадзора — http://eais.rkn.gov.ru/

Причины, по которым сайты попадают в реестр могут привести не только к блокировке интернет-провайдером, но и к крупным штрафам и даже вполне реальным тюремным срокам. Помимо трех причин, которые указаны выше, следует быть аккуратным и внимательным со следующими темами.


Порнографические материалы

Выше уже было указано, что за материалы с порнографическим изображением несовершеннолетних РКН блокирует быстро и решительно. А еще за это можно получить до десяти лет лишения свободы, согласно УК РФ, Статья 242.1. Порно со «взрослыми» разрешено хранить для личного пользования, но, даже если вы просто отправили другу ссылку на порно-ролик через личные сообщения в соцсети — это уже распространение и карается штрафом до 300 000 рублей или лишением свободы до пяти лет по статье 242 УК РФ.


Пропаганда наркотиков

Статья 6.13 КоАП РФ регулирует пропаганду и рекламу запрещенных веществ. Гражданин отделается штрафом от 4000 до 5000, должностное лицо — от 40 000 до 50 000, юридическое лицо — до 1 000 000 рублей, и все это с конфискацией рекламных и пропагандистских материалов и оборудования, которое использовалось при их изготовлении. Административным нарушением не будет являться лишь реклама не запрещенных к медицинскому использованию психотропных и наркотических веществ в специальных изданиях для медицинских и фармацевтических работников.


Призывы к суициду

В статье 15.1 ФЗ «Об информации» говорится, что интернет-сайтам запрещено публиковать информацию о способах совершения самоубийства, а также призывы к совершению самоубийства. О причинах совершения самоубийства в документе не говорится, однако, практика показывает, что под запрет может попасть любая информация о суициде, в том числе и то, почему человек пошел на такой шаг. Кроме того, УК РФ, Статья 110.1 предполагает наказание до четырех лет лишения свободы за «советы и указания» по совершению самоубийства, если это не повлекло за собой чьего-либо самовольного ухода из жизни.


Нецензурные выражения

По закону « Об информации, информационных технологиях и о защите информации», с 2014 года любой сайт, блог или страница в соцсети с аудиторией от 3000 человек в сутки приравнивается к СМИ. Согласно закону «О средствах массовой информации» за использование нецензурной лексики грозит штраф от 2000 до 3000 для граждан, для должностных лиц — от 5000 до 20 000, для юрлиц — от 20 000 до 200 000 рублей. При многократном нарушении СМИ может быть закрыто.


Экстремистские материалы и оправдание терроризма

Законе « О средствах массовой информации» запрещает публиковать призывы к экстремистской и террористической деятельности. При освещении новостей о терактах, нельзя указывать технические подробности их проведения, вроде характеристик взрывчатки и оружия.

Публикация нацистской символики, произведений из « федерального списка экстремистских материалов», оправдание терроризма (205.2. УК РФ) могут повлечь не только блокировку сайта, но и реальный срок.

Если в материалах на сайте упоминаются общества, которые входят в перечень запрещенных организаций, рядом с ними необходимо ставить указание о запрете.



Указание в новостной статье Рамблера

Статья 280 УК РФ « Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» устанавливает наказание до 5 лет заключения под стражу за призывы к экстремистской деятельности в Интернете или с использованием СМИ.

Персональные данные

В статье о законе о персональных данных №152 ФЗ мы рассказывали, как обращаться с персональными данными пользователей, чтобы не получить штраф.

Если на сайте отсутствует информация о политике конфиденциальности, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму в 10 000 рублей, а компанию — на 30 000. Если обработкой персональных данных будет заниматься новостной сайт без согласия своих подписчиков или интернет-магазин — без согласия клиентов, то руководителя компании или предпринимателя оштрафуют на сумму до 20 000 рублей, а юрлицо — до 75 000 рублей. Если нарушений будет несколько, тогда и количество штрафов будет равно количеству нарушений.

И это помимо того, что пользователь, чьи данные собирались и использовались незаконно, может отсудить приличную сумму за компенсацию морального вреда. А СМИ за разглашение персональных данных без согласия может быть вовсе закрыто по решению суда.


Оскорбление чувств верующих

Согласно статье 148 УК РФ:

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Это первый пункт статьи и именно он применим к информации на сайте или в блоге.

Чтобы попасть под его действие, обвинению в суде придется доказывать следующие факты:
  • Информация высказана публично, в открытом источнике;
  • Выражает неуважение к обществу в целом;
  • Выражена в неприличной форме и имеет целью именно оскорбить.

Авторские права

Нарушение авторского права — это распространение интеллектуальной собственности без разрешения автора, а также плагиат. Объектами авторского права могут быть, например, программное обеспечение, фильмы, книги, музыкальные композиции.

При стоимости объектов авторских прав более 50 000 рублей, нарушителя осудят по 146 статье УК РФ, которая предусматривает штрафы в несколько сотен тысяч рублей, исправительные работы или лишение свободы до шести лет.

Если стоимость объектов авторских прав меньше 50 000 рублей, то такие дела регулирует Гражданский кодекс. В его статьях подробно описано, что является объектами авторских прав и разъясняются смежные понятия:

Статья 1259. Объекты авторских прав

Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности

Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение

Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

Статья 1252. Защита исключительных прав

Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

Статья 1484. Исключительное право на товарный знак


Клевета

Если вы выкладываете в публичный доступ информацию, которая может повредить чьей-то личной или деловой репутации, будьте готовы доказать в суде ее достоверность. Помимо оплаты жертве морального вреда по статье 152 ГК РФ Защита чести, достоинства и деловой репутации, можно попасть на штраф до пяти миллионов рублей или обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов по статье 128.1 УК РФ Клевета.


Что делать?

В первую очередь, быть в курсе изменений в законах. В разделе « горячие документы» системы «КонсультантПлюс» публикуются все новые законы, указы президента, постановления правительства, и другие нормативные документы, которые принимаются в нашей стране. Роскомнадзор пишет о нововведениях в своем аккаунте в Twitter.

В нашей стране существуют организации, которые помогают жертвам блокировок. Одной из самых известных и активных является «Роскомсвобода». На сайте организации можно проконсультироваться, как обжаловать блокировку сайта и получить полную информацию о деятельности Роскомнадзора.


Закон о рекламе

Уровень юридической грамотности бизнесменов не всегда успевает за изменениями в законодательстве. Ограничений и нюансов в Федеральных законах №38‑ФЗ «О рекламе» и №135-ФЗ «О защите конкуренции» столько, что многие предприниматели считают, что всем требованиям отвечать нереально.

ВАЖНО! Осветить каждое требование в рамках одной статьи невозможно, потому затронем наиболее распространенные из них.

Компанию могут оштрафовать на сумму до 500 000, а директора — до 20 000 рублей, если реклама:

  • Недостоверная. Не важно, умышленно или случайно, но если в рекламе есть информация, которая не соответствует действительности, она признается недостоверной.
  • Недобросовестная. Это некорректные сравнения с продукцией других компаний, очернение репутации конкурентов.
  • Неэтичная. Нецензурная лексика, даже замаскированная, высмеивание государственных и религиозных символов, объектов культурного наследия, пола, расы, национальности, профессии и других признаков человека в рекламе скорее всего приведет к штрафу.
  • Получена без согласия получателя. За рекламу в рассылке по Email и SMS тоже можно получить штраф от ФАС.

Достоверность

  • Проверяйте сведения, которые включаете в рекламу, подумайте, не содержат ли они двойного смысла.
Компания «МТС» рекламировала услугу «Защищенный интернет» на примере «Аэрофлота» и «ТАСС». Фраза из видеоролика: «Благодаря 4G-интернету от «МТС» корреспонденты «ТАСС» молниеносно передают материалы из любой точки страны в редакцию». ФАС провела проверку, которая показала, что интернет от «МТС» не покрывает территорию РФ полностью. Итог: компании назначили штраф за нарушение закона о рекламе в размере 400 000 рублей.


  • Нельзя умалчивать о существенных условиях использования и качествах товаров и услуг, которые могут исказить содержание рекламного сообщения. Укажите в рекламе все нужные данные, чтобы не вводить в заблуждение клиентов.
Медицинский центр в своей рекламе указал, что в клинике ведет прием известный в городе врач. Однако, при попытке записаться к нему, клиенты получали отказ от сотрудников медцентра. Аргументом была длинная очередь, и пациентам предлагали записаться к другим специалистам. Проверка сотрудниками ФАС показала, что известный врач провел только один прием в этой клинике. Обман клиентов налицо.
  • Если в рекламе указана стартовая цена товара, у клиента должна быть возможность приобрести этот товар.
Реклама жилищного комплекса заявляет о ценах на квартиры от 1 500 000 рублей. Потенциальный клиент обращается в компанию, но ему говорят, что квартиры по полтора миллиона уже давно распроданы. Клиент подает жалобу в ФАС, компания получает штраф.
  • Слово «лечение» недопустимо в любой форме в рекламе биологически активных добавок. Кроме того, любая реклама лекарств, БАД, медтехники и медицинских услуг должна содержать предупреждение, чтобы пациент перед применением прочитал инструкцию, обратился к врачу за консультацией или должны быть перечислены противопоказания к рекламируемому препарату.

Добросовестность

Тщательно выбирайте формулировки, если хотите подчеркнуть конкурентное преимущество своего продукта:

  • С осторожностью используйте превосходные и сравнительные степени и такие выражения, как «безупречный», «уникальный», «идеальный», «первый» и тому подобные. Если доказательств этих качеств вашего продукта у вас нет, вы рискуете получить штраф.
  • Если рекламируемый продукт действительно в чем-то превосходит продукцию конкурентов, подробно опишите его преимущества. Например, если вы заявляете самую низкую цену, дайте конкретные пояснения, на какой товар, по отношению к каким ценам и в какой период времени. Если речь о качестве или свойствах продукта, укажите, какими данными вы можете это подтвердить. Подойдут исследования официальных и независимых экспертных групп. А субъективные опросы на сайте и мнение прохожих на улице не подойдут для подтверждения ваших слов.


Яндекс уверен в своем превосходстве


Этичность

В рекламе недопустимы:
  • Нецензурные и непристойные выражения, даже на иностранных языках. А замазанные и замаскированные звездочками слова ФАС, обычно, сразу расценивает, как непристойность;


Пример сразу двух нарушений: непристойная лексика и иностранные слова без перевода.
  • Слова и выражения с откровенным сексуальным подтекстом;
  • Изображения обнаженных и полуобнаженных людей, в том числе схематичные;
  • Изображения процессов курения или употребления алкоголя;
  • Дискриминация людей по признакам пола, расы, национальности и другим;
  • Если оскорбительные: сравнения с животными, жаргонизмы, измененные изображения объектов искусства;
  • Изображения противоправных действий, вне зависимости от отрасли права;
  • Изображения Государственных символов РФ: герба, флага, гимна;
  • Изображения граждан без их согласия;
ФАС практикует два способа проверки рекламы:

  • Рекламу выставляют на общественное обсуждение. Например, проводится голосование среди посетителей сайта ФАС или пользователей соцсети. Основанием для обвинительного заключения может стать даже паритет между голосами «за» и «против», ведь это уже означает, что многие посчитали рекламу неэтичной. Если вы решите сами провести подобное голосование среди клиентов, учтите два момента: рекламу должны положительно оценить не менее 70% опрошенных, а результат исследования, которое будет проводить ФАС, может не совпасть с вашим.
  • Сотрудники ФАС оценивают рекламу самостоятельно. Предугадать, как экспертная комиссия отнесется к сомнительной рекламе, невозможно: это зависит от личного восприятия сотрудником рекламных образов. Поэтому, при создании рекламы задумайтесь, к каким последствиям может привести использование двусмысленных слоганов и образов полуобнаженных людей. Учитывайте контекст и сам рекламируемый товар. Например, рекламе нижнего белья вполне допустимы фотографии полураздетых моделей.




Скандальная реклама Burger King

Решения ФАС предугадать сложно. Сеть ресторанов Burger King славится своими вульгарными слоганами. Жалоб на неэтичность рекламы ресторана было подано огромное количество, однако экспертный состав антимонопольной службы не нашел нарушений в слоганах «Смотри не обострись!» и «Налижемся!» и признал их допустимой, так как они сопровождаются изображениями продуктов питания.


Согласие получателя

За рекламу в рассылке тоже можно получить штраф от ФАС. Это самая распространенная причина обращения в антимонопольную службу, из тех, что связаны с рекламой.

Согласно федеральным законам №149‑ФЗ и 63‑ФЗ, единственно верным доказательством того, что человек согласен получать ту или иную информацию, служит его физическая или электронная подпись. Компании не могут требовать этого от клиентов при оформлении Email- или SMS-рассылки. Поэтому, чекбокс с галочкой, которую ставит клиент под предложением о подписке ФАС не рассматривает, как достаточное доказательство согласия. Чтобы избежать штрафа, подготовьте максимальную доказательную базу:

  • Используйте двухэтапную регистрацию при оформлении подписки — Double Opt-In. Клиент дважды подтверждает согласие на получение рассылки: когда ставит галочку и когда отвечает на письмо-подтверждение.
  • Сохраняйте историю действий подписчиков и переписку с ними.
  • Добавьте на сайт и в рассылку пользовательское соглашение. При этом включите в него пункт, в котором предупреждаете, что можете использовать адреса клиентов для рассылки.
  • Включите в общий договор с пользователем пункты об обработке персональных данных и об информировании клиента по электронной почте, SMS и пр.

Прочие пункты

Несколько правил, которые сложно отнести к какой-либо из предыдущих категорий:
  • Запрещены изображения медицинских работников в рекламе немедицинских товаров и услуг;
  • Недопустимо использование слова «оружие» в рекламе не военного назначения;
  • Иностранные слова должны сопровождаться переводом;
  • Цены должны быть указаны в рублях. Цены в иностранных валютах можно указать только в качестве дополнения.
Требования к сайтам определенной направленности
Сайты медицинских организаций, образовательных и культурных учреждений имеют ряд требований к наполнению. Нарушение может повлечь серьезные последствия, вплоть до закрытия организации. Соответствующие нормативные акты:

Источник: pr-cy.ru
 
  • Спасибо
Реакции: ttimbaland1983 и sdsfwehbn
Регистрация
10.12.2015
Сообщения
46
Благодарностей
9
Баллы
8
Спасибо,будет полезно новичкам)А как проверить шэдоу бан на сайте?
упали позиции,индекс страниц просел, никакой инфы в вебмастере нету, но есть понимание,что что-то не так с вашим сайтом...
 

Wide

Client
Регистрация
04.02.2013
Сообщения
944
Благодарностей
252
Баллы
63
Спасибо,будет полезно новичкам)А как проверить шэдоу бан на сайте?
упали позиции,индекс страниц просел, никакой инфы в вебмастере нету, но есть понимание,что что-то не так с вашим сайтом...
Топик с 2К17 года (facepalm)
 
Регистрация
10.12.2015
Сообщения
46
Благодарностей
9
Баллы
8
Да ещё добавилось чутка к этому,но смысл тот же)))
 

Кто просматривает тему: (Всего: 1, Пользователи: 0, Гости: 1)